Борис Смолкин: пусть всегда будет ремонт!
Петербургский актер Борис Смолкин до недавнего времени был хорошо
известен лишь в узких кругах питерской интеллигенции. Многие знали и любили
его по ролям в Театре музыкальной комедии, по театральным «капустникам»
и играм КВН. А после триумфального участия в телесериале «Моя прекрасная
няня» о нем узнала вся страна. В роли дворецкого Константина Николаевича
Смолкин настолько убедителен, что многие состоятельные люди, нанимая сегодня
дворецких, предъявляют им такие же требования: исполнительность, аккуратность,
умение готовить и английское чувство юмора. Можно сказать, что своей ролью
питерский актер ввел моду на английские манеры и стиль в российском обществе.
- Борис Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о доме вашего детства.
- Мой отец довольно поздно женился, а во время своей холостяцкой жизни
довольствовался комнатой в огромной коммунальной квартире в доме, который
находился в Дмитровском переулке. Кстати, папа мог бы иметь нормальную
квартиру, ведь после войны он был главным архитектором Смольнинского района.
Но, будучи холостяком, он и мысли не допускал о том, чтобы взять себе
отдельную квартиру. Просто тогда это считалось неприличным. Комната была
достаточно большая - 35 квадратных метров. Из нее он умудрился сделать
подобие квартиры: отгородил себе кабинетик, перед входом поставил печку.
В гостиной помещались рояль и кровать красного дерева. Это была середина
1950-х годов, и тогда в новинку были кронштейны, абажуры, бра. Папа все
сам придумал, сконструировал, у него там были разные сооружения, которые
раздвигались, поднимались...
- И в этой комнате вы провели детство?
- Не все, только первые годы. Когда папа женился, ему пришлось думать
о большем удобстве для семьи. Однажды летом нас с мамой он отправил отдыхать
на юг. Вернувшись, приехали мы в совершенно другую квартиру. За время
нашего отдыха он умудрился эту комнату поменять на квартиру, которая располагалась
в дворовом флигеле на углу улиц Маяковского и Рылеева. Когда-то очень
давно там были конюшни, и в доме даже сохранились въезды для лошадей.
Квартира представляла собой единое пространство, что-то вроде современных
квартир-студий. И вот это небольшое помещение папа довольно рационально
превратил в маленькую двухкомнатную квартирку. Там была прихожая метр
на метр двадцать, маленькая кухня, туалет, душ, котел, который мы топили
деревянными катушками (от торфа и угля была копоть). У меня была собственная
комната метров 10-12, в которой стоял письменный стол, диван. Несмотря
на то, что она была проходной, все же это было мое личное пространство.
Комната в 20 метров была поделена перегородкой на столовую и спальню родителей.
- По тем временам вы были достаточно обеспеченной семьей?
- Не могу сказать, что мы были очень уж обеспеченными, но вместо коммуналки
у нас все же было подобие квартиры.
- Папа был только генератором идей или еще и воплощал свои задумки
в жизнь?
- Он только придумывал, а все его идеи в жизнь воплощали замечательные
рабочие, которые ко мне очень хорошо относились и которых я помню до сих
пор. Был такой мастер Нил Семенович Герасимов - сильно пьющий человек,
но руки у него были поистине золотые. Он знал о моем увлечении музыкой
и однажды выточил специально для меня дирижерскую палочку. Были и замечательные
художники-маляры Мелькумов и Нехамов, которые фантастически точно определяли
колер.
- Ваши актерские способности в детстве как-то проявлялись?
- Помню такой эпизод: к нам приехал папин фронтовой друг Владимир Блох,
который был директором завода. На вопрос: «Кем ты хочешь быть?» - я ответил:
«Клоуном». В семье был шок. Откуда возникло это желание? Право, не могу
понять. В детстве я часто ходил в цирк и до сих пор его обожаю. В нашей
семье культивировались искусство и юмор. У родителей часто собирались
компании, и если меня не отправляли к бабушке с дедушкой, то я слушал
разговоры, которые были весьма остроумными. Думаю, артистизм у меня от
мамы, а чувство юмора - от папы. И то, и другое мне в жизни очень пригодилось.
- А правда ли, что на роль дворецкого Константина в сериале «Моя
прекрасная няня» вас утвердили благодаря знанию английского языка?
- Моя мама была «английским» филологом, и с пяти лет меня учили языку
Учительницей была Елена Абрамовна Гуревич, которую мы называли aunt Hellen.
Она когда-то учила детей Михалковых. У нее был необычный подход к обучению,
язык она преподавала через этикет, манеры. Неплохое знание английского,
действительно, помогло мне на кастинге сериала «Моя прекрасная няня».
Продюсерам понравилось хорошее произношение и знание этикета. Практически
с первых же проб меня утвердили на роль дворецкого.
- Где было ваше родовое гнездо?
- В любой семье должен быть центр, объединяющий всех ее членов. Тогда
будет гнездо. Дедушка и бабушка и были центром довольно большой семьи.
В квартиру на Каменноостровском проспекте, 55, дедушка со своим большим
семейством въехал в 1930 году. Это довольно примечательный дом, который
построил архитектор Левинсон. Этот архитектор является автором проектов
Дома культуры промкооперации, ныне - ДК Ленсовета, он же автор монумента
«Родина-мать» на Пискаревском кладбище. Я его довольно хорошо помню, ведь
он жил в том же доме, что и мои дедушка и бабушка. Вообще, в то время
там жило много замечательных людей. Ниже этажом была квартира знаменитого
режиссера Фридриха Марковича Эрмлера, с которым я имел честь быть знакомым
в детстве. Иногда я ходил к нему играть на рояле.
- ???
- Когда мама вышла замуж, ее рояль перевезли в комнату, где они жили с
папой. Когда меня привозили к бабушке с дедушкой, то отправляли этажом
ниже, и я занимался на рояле Эрмлера, на котором, как помню, стоял бюст
Бетховена. Фридрих Маркович хорошо относился к нашей семье, был на свадьбе
у папы с мамой. Со мной он вел длинные беседы. Судя по всему, он был человек
одинокий. Помню, время от времени он покупал на рынке свежую рыбу (по
тем временам редкий деликатес), приносил ее бабушке и просил приготовить
фаршированную рыбу. Вероятно, очень скучал по родине, по настоящей еврейской
кухне.
- А вы знаете, кто теперь живет в квартире вашего деда?
- К сожалению, после смерти бабушки и дедушки эту квартиру пришлось разменять,
так как семья была большая, и каждому нужно было отдельное жилье.
- У вас сохранились какие-нибудь старые вещи, которые хранят
дух вашей семьи?
- Какие-то вещи я стараюсь сохранить. Сейчас отдал на реставрацию дедушкин
письменный стол и шкаф, который мой покойный отец заказывал у своих мастеров.
Очень люблю круглый стол, под которым в детстве обожал прятаться. За этим
столом (он раздвижной) собиралась когда-то вся наша большая семья. Стол
этот переезжал за нами по всем квартирам, комнатам, где мы жили. К сожалению,
я был вынужден продать рояль, потому что ни в одну малогабаритную квартиру
он не помещался. Это был изумительный кабинетный Bekker. На нем стояла
очень красивая ваза, которая сейчас находится у мамы.
- Наверное, в вашей семье и сейчас сохраняются какие-то традиции.
Где вы обычно встречали Новый год?
- Пока были живы дедушка и бабушка, на Новый год вся семья собиралась
в их большой квартире на Петроградке. Это было обязательно - Новый год
в кругу семьи. Когда мне было 20 лет, и я в первый раз захотел уйти в
компанию, в доме разразился большой скандал. В конце концов сошлись на
том, что Новый год я встречу за семейным столом, а потом могу пойти к
друзьям.
- Сейчас вы поддерживаете эти традиции?
- Много лет а Новый год я работал, ведь «елки» для актера - дело святое.
Только последние два года мы собирались всей семьей за тем самым столом,
который остался от дедушки. Семья - это моя мама, старший сын Володя,
которому 31 год, жена Света, младший сын, которому 6 лет.
- Сейчас вы живете на Разъезжей улице в большой 3-комнатной квартире.
Когда вы планировали нынешнее жилье, на что ориентировались прежде всего?
- Я хотел жить в нормальной петербургской квартире, которая бы отражала
дух города. Это должны были быть нормальные комнаты с правильной геометрией.
Наш город ведь построен очень элегантно. А потому мне не хотелось усредненного
евростандарта. Переехав в центр, я вернулся в свой родной город. До встречи
со Светланой я долгое время жил в холостяцкой квартире в Купчино. Живя
там, нельзя сказать, что ты живешь в Петербурге. Безликие спальные районы
могут быть построены на любой необитаемой планете. А теперь мне до всего
рукой подать, часто хожу пешком и счастлив.
- Ваш герой Константин Николаевич из сериала «Моя прекрасная
няни» служит дворецким в доме продюсера Шаталина, в котором перемешаны
разные стили. А какой стиль вам ближе?
- Не могу себе позволить жить в каком-то стиле. Я достаточно утилитарно
ко всему этому отношусь. Если мне нужны стулья, я их куплю не потому,
что они сделаны в каком-то стиле, а потому что они мне понравились. Надеюсь,
у меня свой собственный стиль, в котором мне удобно жить.
- Какой он, ваш идеальный дом?
- Идеальным бывает опыт в науке. А дом все-таки начинается с людей, а
не с мебели.
- В вашем доме уже не первый год идет ремонт...
- В ремонте я полный профан, но теперь я понимаю и другое - полностью
доверяться рабочим нельзя Ремонт - это бесконечная история Деньги появляются
- ремонт возобновляется, деньги исчезают - все стоит. Раньше рабочие делали
ремонт за бутылку, а теперь это какая-то ненасытная прорва, в которую
уплывают все средства. А с другой стороны, есть такая французская поговорка:
«Когда в доме заканчивается ремонт, приходит смерть». Так что пусть он
продолжается...
- Давайте немного поговорим о сериале «Моя прекрасная няня».
Ваш герой получился довольно харизматичным и привлекательным...
- Сергею Жигунову, который играет Шаталина, до 70-й серии запретили даже
целоваться с няней Это семейный сериал в Америке, и за «сексуальные домогательства»,
а ими считается даже то, если герой предложит женщине чашку кофе, могут
привлечь к суду. Поэтому я подшучивал над Жигуновым: «Кто-то же должен
проявлять мужские качества!» У моего героя постоянно какие-то похождения,
но он предпочитает о них не распространяться. Как истинный джентльмен.
- Как вы думаете, почему сериал так популярен?
- Это ведь не проповедь, а семейная общественная мораль, преподанная в
веселой форме. Мы не занимаемся назиданием. Кстати, некоторые ситуации,
сыгранные во время съемок, повторяются и в нашей реальной жизни. И при
общении с близкими мы понимаем, что уже проиграли подобную ситуацию на
площадке. А потому начинаем иначе себя вести. Ведь кто такая няня Вика?
Она не очень образованна, нигде не училась, но она одарена от Бога, она
любит детей и интуитивно чувствует, как поступать в разных жизненных ситуациях.
- Борис Григорьевич, какое бы поздравление с
Новым годом мог бы сделать ваш герой Константин читателям «Жилой среды»?
- Самое простое: «Happy New Year!» - поскольку он знает английский язык.
Думаю, неважно, чем человек занимается. У Константина Николаевича незавидная
работа, он, по сути, слуга. Но все зависит от самого человека. И в случае
с моим дворецким совершенно справедливо утверждение: не место красит человека,
а человек – место. Константин - человек с чувством собственного достоинства.
Он отвечает за то, что делает, и поэтому пользуется всеобщим уважением.
У него иногда просят совета, помощи.
Тем, кто еще нетвердо стоит на ногах, желаю обязательно найти свое место
в жизни. Попробовать себя и ничего не бояться. А главное - беречь свой
дом и близких.
Евгения Крупецкая
журнал "Жилая среда", декабрь 2005 г.
|