Борис Смолкин: "Эстрада - сфера обслуживания, а артисты
- официанты"
Заслуженный артист России, известный актер Петербургского театра
музыкальной комедии Борис Смолкин, исполнив роль дворецкого Константина
в телесериале «Моя прекрасная няня», обрел колоссальную популярность на
всем пространстве СНГ. На бердянской «Бригантине» Борис Григорьевич едва
успел искупаться, как тут же его окружили плотным кольцом поклонники и
поклонницы всех возрастов. Чтобы побеседовать «за жизнь», пришлось умыкнуть
артиста подальше и повыше [на второй этаж кафетерия] от жаждущих получить
автограф или сфотографироваться со всенародным любимцем.
- Борис Григорьевич, что привело, вас в Бердянск на один день?
- Захотелось вспомнить молодые годы. Много лет назад мы с сыном
и моей любимой женщиной [я тогда не был женат] решили поехать куда-то
отдохнуть. Мой друг Сережа сказал, что очень неплохо в Бердянске. Дорога
из Ленинграда в Бердянск чудовищная, самолеты не летали, ехали поездом,
который восемь часов стоял в Синельниково. То ли они рельсы на наших глазах
расширяли, то ли еще что-то... Но в Бердянске мне понравилось. Коса была
диковатой, не такой цивилизованной, помню 15-й автобус, он, кажется, до
сих пор ходит. Мы снимали жилье у Ларисы Васильевны, замечательной хозяйки,
которая научила меня варить борщ, жарить бычков, ленивые баклажаны на
трех сковородках. Это очень вкусно! Я люблю украинскую кухню, и сейчас
есть возможность лакомиться ее блюдами: рядом с моим домом открылся «Шинок».
Вот только вареники они не правильно делают... Так что с Бердянском и
Украиной у меня связаны очень теплые воспоминания.
- Прежде чем поступить в Ленинградский институт театра и кинематографии,
вы приобрели специальность программиста-вычислителя. Откуда взялась тяга
к театру?
- Все, что касается сцены, - у меня от мамы или предков по женской
линии. Бабушкин брат был артистом, в свое время убежал из дома вместе
с цирком. Веселая была история! Он выступал на эстраде под псевдонимом
Жорж Рощин. А мама получила профессиональное вокальное и филологическое
образование и долго не могла выбрать, что ей ближе. А я, сколько себя
помню, хотел быть артистом, но мне это не мешало интересоваться всем остальным.
Мне интересна всякая наука, но жизнь не подчиняется формулам. Бог его
знает, а если бы у меня не получилось стать артистом? Так что физико-математическая
школа при Ленинградском университете, которую я закончил, была необходимым
этапом. Две недели назад мы собрались с одноклассниками, отмечали 39-летие
окончания школы. Мы до сих пор дружим, они все занимаются своим делом,
многие живут в других странах. Я единственный «отщепенец». Дети их мною
гордятся.
- Где вы ощущаете себя более комфортно - на сцене, перед камерой
или на телевидении?
- Сцена мне понятнее. Я чувствую себя там профессионально. Телеобъектив
мне тоже понятен, с ним меня связывает длинная история. На ленинградском
ТВ я работал в разных жанрах, развлекательных передачах, игровых телеспектаклях.
Что касается кинокамеры, каждый раз приходится учиться заново, чего я
не стесняюсь и всем желаю.
- Имея такой опыт, как вы относитесь к современным ток-шоу?
- Моя матушка, будучи профессором филологии английского языка,
так и не смогла понять, что такое ток-шоу: электрический ток, или токование
птиц на токовище? Наверное, нынешние ток-шоу ближе к поведению птиц: что-то
щебечут, а сами не понимают, что именно. Но Бог с ним, современным телевидением,
на котором наверное есть какие-то проблески разума, как и вообще в жизни.
Ведь трудно назвать нашу жизнь разумной, что в Украине, что в России.
- Чем отличается нынешнее поколение артистов от советского?
- Во все времена лицедейство - это желание славы и денег. Но
в советской жизни мотив денег отсутствовал. Просто потому, что их не было.
Более того, мы ничего не знали, не видели, могли только читать, что-то
узнавать, но не больше. А когда на головы неокрепших мальчиков и девочек,
в том числе собирающихся стать артистами, в перестройку посыпалась информация
о красивой жизни их сверстников - не всякая психика это выдержит. Я предполагаю,
что множество пороков отсюда. И взрослые ничего не могли сделать, они
не могли им дать той жизни, которую они видели на экране. Целое поколение
было разбомблено этой информацией.
- Да еще и при падении всех морально-этических барьеров...
- Видите ли, в нашей стране мораль не сильно и присутствовала,
все зависело от семьи. Потому что ни пионерская, ни комсомольская организации
ничему хорошему не учили. Декларировали, но научить вряд ли могли. А что
касается десяти заповедей, благодаря чему все человечество, как ни странно,
все еще существует [смеется], то молодые люди меньше всего об этом задумывались.
А взрослые предлагали неравноценную компенсацию, К примеру, сегодня ты
не пойдешь с девочкой в кино, это дорого, зато почитаешь «Войну и мир».
Морально, но для многих неприемлемо.
- Театральный мир, говорят, полон интриг. Как вы сосуществуете
с коллегами?
- Замечательная фраза есть у Флобера: "В театре встречается
много сумасшедших". Это правда. Но что-то меня удерживает в театре.
У меня никогда не было хорошего характера, и вел я себя всегда по-разному.
Но когда мне исполнилось 50 лет, я сказал себе: все, хватит. Ну, зачем
я буду говорить режиссеру, что он Режиссер, если таковым не является?
Естественно, моя жизнь в театре изменилась. Как и их, впрочем... Когда
начал сниматься, у меня появился законный повод быть независимым. Буду
играть, если будет что-то интересное. Но чтобы просто числиться, ходить
на собрания или сучить ножками - нет.
- Вы как-то сказали, что актерская профессия - это халдейство,
а эстрада - лакейство. Где, по-вашему, пролегает та грань зависимости
от публики или продюсера, за которую артист не может переступить?
- Эстрада - это сфера обслуживания. Артист же эстрады - официант.
Но официанты бывают разные - есть лакеи, но есть и профессионалы высокого
уровня. Я не стесняюсь того, что сказал о лакействе многих эстрадных артистов.
Они готовы сделать все... Актерская профессия всегда была зависима, и
разница между советскими администраторами и нынешними продюсерами, право,
не велика. Правда, раньше в картине или в спектакле главным человеком
был художник. Сейчас все поменялось, художник не главный в творческом
процессе, даже если он в прямом смысле пишет картину. Правда, сейчас есть
материальная перспектива. Я могу ставить свои условия и
решать, где пролегает грань свободы-несвободы от того, что мне предлагают
или требуют. К примеру, когда я подписывал контракт на участие в «Няне»,
там было написано, что я обязан выполнять указания режиссеров. Но когда
я почитал сценарий... Состоялся разговор с американцами и мне было разрешено
делать
все, что угодно.
- Вы думали, что эта работа будет такой длительной?
- Это было написано в контракте. Естественно, когда мы начинали
сериал, никто не понимал, куда мы ныряем. Ведь мы за одиннадцать месяцев
сняли проект, над которым американцы работали семь лет. У меня была одна
задача: не было бы позора. Первую серию я смотрел в одиночестве, погасив
свет. Серий через десять я успокоился.
- Не является секретом, что питерским актерам платят значительно
меньше, чем московским. Вы намерены с этим как-то бороться?
- Вы из меня делаете какого-то Спартака! Это несправедливо, но
восстание рабов я не возглавлю.
- А не было желания поменять город?
- Переселяться пока не вижу необходимости. Возглавить правительство
[улыбается] меня никто не приглашал. Катастрофы без меня в Москве пока
не ощущается. И потом, неужели вы думаете, что я буду приходить к продюсеру
и показывать паспорт с московской пропиской? Проблема есть, но не московско-питерская.
Раньше система актерских баз данных охватывала не только Москву-Киев,
но и глубинку. В провинции бесконечное количество замечательных артистов,
и многих вытаскивали в столицу. Сейчас проще снимать одних и тех же «раскрученных»
артистов и зарабатывать на них деньги. Зачем продюсеру ехать в какой-то
городок и искать будущую знаменитость?.. Есть такой анекдот: Шекспир напал
на золотую жилу и стал ее разрабатывать: «Генрих I», «ГенрихII», «Генрих
III»... И только смерть прервала его работу над «Генрихом IX». Вот и нынешние
продюсеры руководствуются тем же принципом.
- Когда вы стали сверхпопулярны, что-то изменилось в вашей жизни?
- Как артист я лучше не стал, хуже, надеюсь, тоже. Просто стали
больше предлагать. Хотя при моей фактуре думать, что меня завалят предложениями
ролей первых любовников, было бы смешно.
- В свое время вы пробовались на роль Бонни в «Сильве». Но роль
досталась Виталию Соломину, а вам — честь его озвучивать. Как вы к этому
отнеслись?
- А как, по-вашему, я должен был реагировать? Это почти то же,
когда женщина уходит от тебя к другому мужчине. Конечно, чувство ревности
присутствовало. Но Виталий вел себя очень корректно. Так зачем махать
кулаками? Это жизнь, обстоятельства.
- Как вы поддерживаете хорошую физическую форму?
- Тренажерные залы, зарядка по утрам — не для меня. Раз в неделю
позволяю себе поплавать в бассейне. Люблю ходить пешком. Профессиональным
спортом я никогда не занимался.
- Есть ли у вас какое-то хобби? Может, любите что-то делать руками?
- Нет, учебно-трудовые мастерские — не мое. Я люблю поиграть
в шахматы, выпить чашку кофе или хорошего чая, выкурить хорошую сигарету,
почитать. Рыбалка-охота — нет. Хотя вот был в Крыму десять дней, меня
пригласил Сережа Жигунов, с удовольствием половил с катера рыбу, понырял,
попрыгал, но чтобы в пятницу кровь из носу ехать на рыбалку — такого со
мной не случалось.
- Вам никогда не хотелось стать режиссером или сценаристом?
- Я всегда много работал, если случались просто и, занимался
многими вещами. Но задаться целью во чтобы то ни стало снять кино? Нет,
я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, которому обучен и
выполняет профессионально.
Анна Чуприна
"Миг" 4.11.2005г.
|