Борис Смолкин: У меня нет навязчивых идей
Из-за съемок "Моей прекрасной няни" петербуржец Борис Смолкин
почти переселился в Москву
Актер Театра музкомедии Борис Смолкин уже год практически живет на съемочной
площадке. 75 серий телесериала "Моя прекрасная няня" уже отсняты,
следующие 35 пока в работе. Сериал - проект, так сказать, международный.
В отличие от остальных персонажей сериала, герои Анастасии Заворотнюк,
Сергея Жигунова и Бориса Смолкина заняты в каждой серии, вот почему застать
Бориса Григорьевича дома сложно. Захватив в качестве подарка чай "Ахмад",
мы звоним в дверь старого петербургского дома. В этом апреле супруги отметили
семейную дату - семилетие со дня знакомства.
- Это было уже давно, - говорит актер. - Типичный служебный роман, ведь
мы работали в одном театре - Музыкальной комедии. Светлана - пианистка
с консерваторским образованием. И поженились мы не сразу, я еще очень
долго думал.
- Размышляли, губить ли музыкальную карьеру избранницы?
- Нет, я никого не загубил. Но я очень долго сомневался, все-таки
у нас большая разница в возрасте - 23 года. Мне было уже пятьдесят. Своим
ровесникам-друзьям, которые спрашивают меня, как я умудрился в таком возрасте
родить сына, я говорю: не завидуйте, ребята, - у меня два раза всего получилось.
И оба раза мальчики. Старшему Владимиру уже 30, он успешный театральный
продюсер, а Глебу всего 5 с половиной.
- У вас поет даже сериальный герой - дворецкий Константин, а
когда вы узнали, что у вас есть голос, что хотите стать актером музыкального
театра?
- Что хочу стать актером, знал с детства. Причем это не помешало
мне окончить 30-ую физико-математическую школу. А то, что у меня есть
голос, выяснилось случайно, после того как два раза я не поступил в ЛГИТМиК
на драму. Чтобы поступить на музыкальный факультет, я что-то быстренько
разучил и - прошел! Но на самом деле у меня мама пела во фронтовых концертных
бригадах, что, видимо, во время блокады и спасло ее от голодной смерти.
Так что голос и знание языков - это от мамы, чувство юмора - от отца.
Он был художник, архитектор. Впрочем, когда в семье стали выяснять, откуда
во мне эта страсть к актерству, вспомнили бабушкиного брата. Он убежал
из дома с бродячим цирком и потом долго выступал на эстраде под псевдонимом
Жорж Рощин. Мама показывала тут недавно мне его афишу со словами: "Как
ты на него похож"!
- Иногда мне кажется, что слышу ваш голос чуть ли не в мультфильмах.
Мерещится?
- Нет, я озвучивал очень много сериалов, которые производились
в Петербурге. В "Фаворском" за Нодара Мголаблишвили говорю,
где-то - за Рудольфа Фурманова. В "Звездных войнах" главный
мудрец говорит моим голосом. Иногда озвучка приносит весомую выгоду типа
двух бутылок коньяка, которые прямо в студию звукозаписи принес Виталий
Соломин за Бони в "Сильве". Ян Фрид очень хотел, чтобы я играл
Бони с Мариной Дюжевой, но утвердили Виталика Соломина с женой. Потом
я пел в "Летучей мыши" за Игоря Дмитриева по его же просьбе,
хотя он сам был в состоянии это спеть. Был у меня замечательный фильм
"Приключения Маши и Вити" на музыку Гладкова, но навязчивой
идеи о том, что я должен осчастливить человечество своим пением, у меня
нет. В отличие от того же Дмитрия Певцова, который нынче диски пишет.
- И книжку не хотите написать? Это сейчас модно.
- Нет, не хочу. Кто-то из мудрых сказал, что это признак упадка
империи, когда каждый считает своим долгом написать книгу. Видимо, я слишком
много читал. Иногда - собрания сочинений от корки до корки. Почти наизусть
знаю Чехова, люблю английскую литературу: Голсуорси, Диккенса, Теккерея,
Моэма - это все мое.
- С кого рисовали образ своего дворецкого Константина для телесериала
"Моя прекрасная няня"?
- Я ведь вырос в советское время, у нас прислуги не было. Но
был в телевизоре человек, который во время партсъездов подавал генеральным
секретарям на трибуну стаканы: кому-то с водой, кому-то с чаем. Кстати,
на роль Константина меня утвердили сразу, хотя я 9 месяцев ездил на кастинги,
как на работу, и пробовался с разными нянями. Претенденток было, наверное,
300, я видел человек 10. Помню, приехал, и долго ждали Стоцкую, потом
ждали Наташу, как ее... Королеву.
- Хохлушку хотели?
- Дело не в хохлушке. Настя Заворотнюк хохлушка только по происхождению,
говор - это придумано. В некоторых аналогах "живет" няня с еврейским
говором. Из всей команды "Няни" я знал только Сережу Жигунова,
я снимался у него в фильме о Ниро Вульфе. А с Любой Полищук я был знаком
шапочно. Но работа в сериале адская. Ежедневно нужно прибыть на площадку
в восемь утра с прической, гримом. Нас с Жигуновым спасает то, что у нас
нет проблем с прической. По жанру фильм похож на театр миниатюр, а по
технике съемки, вроде бы и кино. Это интересный процесс. Американцы, отсмотрев,
сказали: у вас артисты несоизмеримо более высокого класса, чем везде.
- Были какие-то роли, которые хотелось сыграть, но не удалось?
- Может, Сирано де Бержерак? Поэт, бретер, забияка... Может,
если бы Пушкина не убили на дуэли, он бы тоже стал таким. Кстати, Пушкина
я чуть не сыграл. В 1981 году Марлен Хуциев меня приглашал на пробы. Мне
выщипывали брови, надевали блондинистый парик. Почему-то Марлен Мартыныч
был убежден, что Пушкин - блондин. Вроде бы, на самом деле он хотел снимать
молодого Харатьяна, а ему не давали по каким-то идейным соображениям,
предлагали Шакурова. Все было окутано тайной. Меня и гримировали тайно,
выводили на пробы в кольце администраторов. Как-то так вот ведут и вижу
- сидит живой Блок (под него был загримирован Илюша Резник). И я сказал
ему: "Здравствуй, поэт!" Он был по молодости очень похож на
Блока и к тому же был именно тем человеком, который первым привел меня
в театральный институт. А фильм так и не сняли, но Хуциев был единственным
в моей жизни режиссером, который прислал письмо с благодарностью и извинениями.
Ольга ЛЕНСКАЯ (КП, 28.04.05 г.)
|